Продолжаем публиковать главы из книги "Простые благодения" муфтия Таки Усмани
10. Опережение в приветствии
Приветствие братьев-мусульман является одной из практик, которые являются отличительной чертой Ислама. Известен следующий хадис: «Кто приветствует других первым, тот ближе к Аллаху» [1] (Абу Дауд).
Не обязательно приветствовать только тех, с кем знаком; приветствие незнакомцев, которые являются мусульманами – весьма достойное дело.
Нашего Пророка, ﷺ, как-то спросили о том, какое действие хорошо для мусульман. Среди перечисленного Мухаммадом было и следующее: «Вы должны приветствовать людей, будь они знакомы вам или нет»[2] (Сахих Бухари, Сахих Муслим).
Об Абдуллахе ибн Умаре сообщается, что иной раз он выходил из дома, чтобы поприветствовать всех встреченных им мусульман[3] (Муватта имама Малика).
Правильное толкование этого хадиса заключается в том, что хотя следует приветствовать других, но не обязательно приветствовать каждого, кого вы увидите, ибо это невозможно, а местами просто неприемлимо (Ибн Муслих, «Аль-Адаб аш-Шариʼа», т. 1, с. 422,).
Сунной является приветствовать семью при входе в дом. Наш Пророк, ﷺ, наставлял своего слугу Анаса следующим образом: «Анас! Когда ты входишь в свой дом, поприветствуй членов своей семьи, этот поступок принесет благословение и тебе, и им»[4] (Тирмизи).
Даже входя в пустой дом, следует произнести слова приветствия с намерением поприветствовать ангелов. Абдуллах ибн Умар говорил в таких случаях:
أَلسَّلاَمُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحيِن
«Ас-саляму аляйна уа аля ибади Ллаhи солихин»
«Мир нам и праведным Божьим рабам!» («Аль-Адаб аш-Шариʼа» Ибн Муслиха, т.1, с. 424).
Хадис также призывает мусульман четко произносить слова приветствия, чтобы их можно было услышать и понять. Хотя для исполнения сунны приветствия достаточно фразы:
اَلسَّلاَمُ عَلَيْكُمْ
«Ас-саляму алейкум!» («Мир вам!»), но добавление слов:
وَرَحْمَةُ الله وَبَرَكَاتُهُ
«уарахматуллаhи уабаракатуh» («и милость Аллаха, и Его благословение») предпочтительнее.
Имран ибн Хусейн рассказывает, что однажды он и другие люди были в присутствии нашего Пророка, ﷺ, когда пришел человек и сказал: «Ас-саляму алейкум!», на что Мухаммад, ﷺ, ответил салямом[5] и сказал: «Десять» (то есть поприветствовавший его заработал десять наград); затем пришел другой человек и сказал: «Ас-саляму алейкум уарахматуллаh», на что Пророк ответил салямом и сказал: «Двадцать» (т. е. человек получил двадцать наград); наконец, третий человек вошел и сказал: «Ас-саляму алейкум уарахматуллаhи уабаракатуh», на что Пророк ответил салямом и сказал «Тридцать» (то есть вошедший заработал тридцать наград)[6] (Абу Дауд, Тирмизи. Джами аль-Усуль, с. 601, т. 6).
Здесь следует отметить, что салям, т.е. приветствие – это сунна только тогда, когда встреченный человек не был занят или когда салям не мешал ему. Если же салям будет отвлекать его при занятости, например, при чтении Корана или в выполнении зикра, при уходе за больным, учебе или при занятии чем-то еще, то следует дождаться окончания работы и поприветствовать человека после этого.
Точно так же неправильным будет давать салям, когда кто-то произносит речь. Однако, если группа людей сидит тихо, и кто-то проходит мимо, он должен приветствовать их; если кто-то хочет присоединиться к ним, тогда достаточно только одного саляма, и один ответ на салям от одной группы будет достаточен для исполнения сунны.
Быть первым, давая салям – это сунна, и тот, кто не отвечает на него, совершает пусть и маленький, но грех.
Когда получено письмо, в котором написано «Ас-саляму алейкум!», на него следует ответить надлежащим образом во время прочтения письма.
***
Приветствуй миром всех всегда –
Пускай обходит всех беда,
Пусть благодать нас окружает,
А милость Божья – украшает.
[1] Сунан Абу Давуд, 5197. Оригинал хадиса:
إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِاللَّهِ مَنْ بَدَأَهُمْ بِالسَّلاَمِ
[2] У Бухари хадис приведен в такой форме: «От Абдуллаха ибн Амра передается, что некий мужчина спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, какое исповедание ислама является наилучшим. И тот ответил: «Тебе надлежит кормить людей и приветствовать тех, кого знаешь, и тех, кого не знаешь»».
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، أَنَّ رَجُلاً، سَأَلَ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم أَىُّ الإِسْلاَمِ خَيْرٌ قَالَ
" تُطْعِمُ الطَّعَامَ، وَتَقْرَأُ السَّلاَمَ عَلَى مَنْ عَرَفْتَ، وَعَلَى مَنْ لَمْ تَعْرِفْ ".
[3] Это сообщение созвучно приведенному имамом Бухари в книге «Адаб аль-муфрад»: «Никто не мог предшествовать или опередить в приветствиях Ибн Умара».
عَنْ بُشَيْرِ بْنِ يَسَارٍ قَالَ: مَا كَانَ أَحَدٌ يَبْدَأُ، أَوْ يَبْدُرُ، ابْنَ عُمَرَ بِالسَّلامِ.
[4] Оригинал хадиса (цит. по Рияд ас-Салихин):
وعن أنس رضي الله عنه قال: قال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم :
"يا بُني، إذا دخلت على أهلك، فسلم، يكن بركة عليك، وعلى أهل بيتك"
[5] т.е., сказал:
وَعَلَيْكُمُ السَّلاَم
«Уа алейкуму салям» («И вам мир»).
[6] Оригинал хадиса, как он приведен у имама Тирмизи:
عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ، أَنَّ رَجُلاً، جَاءَ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ . قَالَ قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم " عَشْرٌ " . ثُمَّ جَاءَ آخَرُ فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللَّهِ فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم " عِشْرُونَ " . ثُمَّ جَاءَ آخَرُ فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم " ثَلاَثُونَ " .
top of page
bottom of page
Opmerkingen